История ДЮЦ

МОУ ДЮЦ Волгограда — правопреемник первого на территории России и второго на территории бывшего СССР (вслед за Харьковским)
Дворца пионеров — Сталинградского Дворца пионеров.

1
2

3 января 1936 года вопрос об открытии в Сталинграде Дворца пионеров обсуждался на заседании бюро крайкома ВКП(б). Было предложено шесть зданий, в которых мог расположиться будущий дворец, но все они по различным причинам не подошли. В результате Дворцу пионеров было передано здание, в котором на тот момент размещался горком партии.

Это здание было построено по заказу Царицынского купца К.В. Воронина. Внутренние интерьеры особняка впечатляли. При отделке стен, лестниц использовался белый, розовый, зеленый, красный и черный мрамор. Стены украшала художественная лепнина. Полы — инкрустированный паркет. Здание было облицовано финским гранитом. Реставрация и переоборудование здания были проведены в течение трех месяцев. В здании было 38 комнат.

К открытию оборудовали музыкальные комнаты, балетную студию, помещения для театрального и хорового коллективов, лабораторию юных натуралистов, класс занимательной физики, кино и фотостудию, кабинет зоологии, и даже свой радиоузел. Студия изобразительного искусства была отделана в стиле русской избы. У дворца была собственная типография, в которой печаталась газета «Дети Октября». Дворец был рассчитан на 1500 воспитанников. Для его переоборудования Народный комиссариат просвещения выделил 150 тысяч рублей.

3

Кроме основного здания, дворцу было передано здание бывшей Мариинской женской гимназии, в котором открылся зрительный зал на 800 мест.

Все работы по созданию Дворца пионеров проводились Советом Дворца, председателем которого был первый секретарь крайкома партии Иосиф Михайлович Варейкис

PDF Иосиф Михайлович Варейкис. Страницы биографии

Художественное оформление дворца выполнил московский художник Н.В. Филиппов.

Первым директором дворца был назначен Самуил Львович Зайцев
но уже в середине 1937 года директором стал Вениамин Иосифович Николаевский, который проработал
до 1962 года.

6

Торжественное открытие Сталинградского дворца пионеров состоялось 17 мая 1936 года.

Уникальный 17 секундный фрагмент
«Сталинградский дворец пионеров до Великой Отечественной войны»

Первые педагоги Сталинградского Дворца пионеров.

1 ряд (на полу) — (1) руководитель фотолаборатории Вайнер, (2) руководитель балетной студии Куровская, (3) заведующая комнатой-музеем Ленина-Сталина Затинайно.

2 ряд (сидят) — (1) руководитель кружка рукоделия Петрова-Горбатова А.А., (2) педагог и руководитель детского и пионерского хоров Окунева Ф.З., (3) руководитель оркестра народных инструментов Соколов Е., (4) руководитель военно-стрелкового клуба, (5) нет информации, (6) завуч Наджарова Т.Н.,(7) педагог симфонического оркестра Каневский, (8) педагог и директор симфонического оркестра Дивинский И.А., (9) педагог и директор ансамбля баянистов Попов П.П.

3 ряд (стоят) — (1) нет информации, (2) библиотекарь, (3) горничная, (4) комендант Дворца Бирюков В.И., (5) электрик, (6) заведущая библиотекой Левандовская, (7) бутафор Коршунова, (8) нет информации, (9) зав. отделом политико-массовой работы Горошенко В. (10) помошник завхоза, (11) руководитель кружка «Умелые руки» Колешеина А.Е., (12, 13) горничные, (14) заведущая комнатой октябрят, (15 стоит за Горошенко) концертмейстер хора и аккомпаниатор балета Леонидов.

О довоенной истории Дворца известно не много. Одной из самых ярких страниц его истории была деятельность преподавателей хореографии Дмитрия Ивановича и Елены Константиновны Зубовских. Они руководили балетным коллективом, которому было по силам поставить в 1940 году спектакль «Лебединое озеро».

В 1938 году ТЮЗ Сталинграда работает в сопровождении двух новых художественных организаций. Это театр кукол и балетная студия. Ядро студии составляли участники хореографического кружка Сталинградского Дворца пионеров, а руководителями ее были замечательные педагоги Е. К. и Д. И. Зубовские. Студия приняла участие в спектаклях «Красная шапочка» и «Конек-горбунок». Впоследствии многие юные артисты балета стали профессионалами и работали в Волгоградском музыкальном театре – Л. Валюк, Н. Калинина, Л. Сутягина и другие.

Изокружок Дворца некоторое время вел Николай Любимов, замечательный художник, подвижник, работы которого сейчас можно увидеть в Волгоградском областном краеведческом музее.

Был создан собственный симфонический оркестр под руководством И.А. Дивинского. Действовали клуб юных моряков, поэтическая студия, музыкальные и технические кружки, авиамодельный кружок.

Дворец продолжил свою работу и впервые месяцы войны. Кружок рукоделия приступил к массовому пошиву белья для госпиталей. Юные химики расфасовывали медикаменты и перевязочные средства для полевых медсанбатов. В типографии печатались повестки. Симфонический оркестр дворца играл на городском радио, заменяя ушедших на фронт музыкантов. Художественные кружки давали концерты на призывных пунктах и в госпиталях. Юные техники делали деревянные корпуса для противотанковых мин. Воспитанники изостудии рисовали почтовые открытки для красноармейцев.

9 декабря 1941 года городской комитет обороны принял решение о закрытии Дворца пионеров. 10 декабря здание дворца занял штаб Харьковского военного округа. Но кружки продолжили работу в школах №№ 8, 9, в помещениях музыкального техникума и радиостудии.

9

Фотография Валерия Булычева

В ходе Сталинградской битвы здание дворца было разрушено и не подлежало восстановлению.

22 апреля 1950 года в здании по ул. Пушкинской,
25 начал свою работу дом пионеров, который сталинградцы по старой памяти называли Дворцом.

Но здание было маленьким и в 1956 году решением Исполкома горсовета дворец перевели в здание по проспекту Ленина, 5.

12
13
14

29 декабря 1981 года на берегу реки Царицы было открыто новое здание Дворца пионеров, построенное по проекту архитектора Е.И. Левитана.

Но ещё до своего официального открытия новый пионерский Дворец оказал городу неоценимую услугу.
Здесь сшивали полотно для музея-панорамы «Сталинградская битва»

Ровно тридцать лет назад, летом 1980 года, в Волгограде готовили холст для удивительной картины.

– Льняное полотно для панорамы соткали в Пензенской области на Сурской суконной фабрике «Красный Октябрь», – рассказывает Татьяна Фомина. – Чтобы холст получился нужного размера, в цехе пришлось соединить пять ткацких станков!

Не менее сложная задача стояла и перед волгоградцами. Им предстояло натянуть гигантский холст на круглую раму и загрунтовать его. Но прежде полотно предстояло сшить таким образом, чтобы с обеих сторон получились своего рода карманы, необходимые для навешивания и натяжки холста.

– С ткацкой фабрики доставили два куска ткани: большой шириной 15,3 метра и малый –1,3 метра, – продолжает Татьяна Фомина. – Сшивали их вместе в спортзале недостроенного в то время Дворца пионеров. Другого подходящего по размерам здания поблизости не было. На полу в спортзале разложили полотно, поставили швейную машинку с электроприводом Подольского завода… Сшивали холст в три шва – один основной и два дублирующих. Использовали для этого особо прочные белые нитки N 0. Выполнять ответственную работу доверили швее Таисии Кузьминичне Дикаревой – начальнику цеха кооперированных поставок из объединения Волгоградоблшвейбыта.

Сшивали полотно несколько дней! И все это время рядом дежурили сотрудники милиции, а по ночам спортзал освещали мощными прожекторами.

(по материалам газеты «Волгоградская правда»)

16
17

В 1984 году в Волгоградском дворце пионеров проходил матч на первенство мира по шахматам среди женщин. За звание чемпионки мира боролись действующая двукратная чемпионка Майя Чибурданидзе и претендентка Ирина Левитина.

18
19

В течение почти четырех месяцев внимание спортивной общественности всего мира было приковано к Волгограду. На матче в общей сложности побывало до 100 тысяч зрителей. На открытом чемпионате присутствовали министр культуры П.Н. Демичев, председатель шахматной федерации СССР летчик-космонавт В.И. Севастьянов, руководители области.

Закрывал чемпионат президент Международной шахматной федерации господин Флоренсио Кампоманес (Филиппины). Он сказал: «Советское государство, шахматные федерации страны сделали все, чтобы матч прошел на высоком уровне. Достижения советских женщин-шахматисток — свидетельство высокого уровня шахматного искусства в вашей стране.