Сталинградская правда. 1 мая 1936 года

ЧУДО-ДВОРЕЦ
(Сказка, превращенная в быль)

В каком городе — узнаем позже, в какие дни — расскажем в конце, около большой голубой реки вырос чудо-дворец. Раньше о таких волшебных замках лишь складывали сказки, о таких дворцах лишь пели песни, а теперь вот стоит он — живой и яркий. И чтобы попасть в него, нужно быть «наследным принцем пролетариата» — пионером великой, богатой и могучей нашей страны. Для него всегда распахнуты двери этого дворца! И сюда, под сказочную кровлю, попали, возвращаясь из школы, два приятеля-пионера — Володя и Вася. Во дворце заканчивались последние работы по оборудованию. Еще несколько дней — и в его стенах зазвучат колокольчики детских голосов, шумной волной вольется юность страны.

Приятели толкнули входную дубовую дверь и оказалась в вестибюле. Здесь, прямо против них, стоял аквариум, мягко падала вода фонтана. А по бокам, на постаментах из полированного ореха, возвышались две античные фигуры черноголовых, отделанных под бронзу, борцов. Стены разукрашены живописью древней Помпеи: в орнаменте из нарисованных живых цветов — мифический крылатый лев и вазы. Над мраморным камином — зеркало, и с двух сторон — высокие канделябры.

— Добро пожаловать! — прозвучал чей-то голос.

Приятели, очарованные тем, что увидели, пошли дальше по маршевой мраморной лестнице. У подножья ее стоял канделябр с факелообразными тюльпанами, а вдоль тянулась молочно-розовая стена. На первой лестничной площадке — разноцветное окно: красные, синие, желтые и оранжевые стеклышки. Пионеры пробежали по всем четырем этажам дворца. Голос, который крикнул им «добро пожаловать», превратился в десятки зовущих ласковых голосов. Это манили пионеров 38 дворцовых комнат.

— Сюда, сюда, ко мне, в комнату цвета моря!

— Сюда, друзья! Мои стены свежи, как зеленый луг!

— Ко мне, ребята! Я — лимонного цвета! У меня много игрушек!

— А какая я красивая, малиновая!

— Светло-серая!

— Оранжевая!

— Молочная!

— Голубая, как небо!

Володя  попал сначала в светло- серую комнату изобразительных искусств. В ней он увидел статую Геракла, Венеры Милосской и другие скульптуры античного мира. Маленькие мольберты, краски, кисти! Володя художник. Он взял кисть и нарисовал бирюзовое небо и слепящее солнце. И назвал картину: « Моя пионерская жизнь».

В комнате лимонного цвета для октябрят он нашел модели железной дороги, пароходов, заводные танки. По крошечным рельсам, бегали паровозики с вагонами, из угла в угол ползали танки.

В читальном зале, с дубовой панелью стен, где стояли бюсты древних философов — Гомера, Софокла и Сократа, и рядом — в книгохранилище  Володя рассматривал интересные детские книги.

Вошел затем Володя в темно-апельсиновую комнату и увидел там бюсты писателей: Пушкина, Гоголя, Максима Горького, Демьяна Бедного и других. Комната юных литераторов. Смотрит Володя на бюст Максима Горького и чудится ему, что великий писатель спрашивает:

— Ну, как? Доволен, пионер? Какой дворец! Какая роскошь! Сколько книг!

И отвечает Володя:

— Прямо живая сказка, Алексей Максимович! Дворец-то — наш! А книг — так дух захватывает! Помните, как в детстве вас мать побила за то, что вы взяли рубль и на него купили книги, и отобрала у вас сказки Андерсена? Темное было ваше детство, не позавидуешь.

— Что это я? Кому говорю? — спохватился Володя, взглянул и окно, а там уже расплылась ночь.

— Где же Вася? Вася, ау-у?

А Вася тем временем попал в комнату качественных металлов. Здесь — маленькая мартеновская печь, блюминг и можно наглядно узнать, как варят сталь.

Затем перешел он в лабораторию художественной резьбы, в комнаты юных туристов, натуралистов, музыкальную, балетную и очутился в двухкомнатной маленькой типографии. В ней шрифты, бумаго-резальная и печатная машины. Все для того, чтобы набрать и отпечатать детскую газету.

А вот и военно-морской кабинет. Модели пароходов, подводных лодок, карты морей и океанов.

— Чу! Что такое? Гул? Шум? Да ведь это трактор!!

Вася — в автотракторной лаборатории. Настоящий трактор. Раскрыты все его внутренности. Коробка скоростей! Мотор! Модель трактора «СТЗ-3»!

— Внимание! Сейчас будете слушать радиостанцию Парижа.

Вася поднялся в мезонин. Здесь радиоузел. Лучшие приемники. Можно слушать Москву, все города СССР, Париж, Лондон, Варшаву и другие крупныe европейские центры.

Вася побежал мимо физико-математического кабинета, комнаты домашних уроков, уголков отдыха, взобрался по лестнице на третий этаж. А какая лестница! Дубовые парапеты — и в них 16 разноцветных окошек!

В поисках друг друга приятели одновременно вбежали в белый зал с противоположных сторон.

— Володя!

— Вася!

И замерли на пороге. Какой блеск! Сколько света! Паркетный пол прозрачен, как зеркало. Их взорам представился огромный зал в стиле «ампир», четыре мраморных колонны с бронзовыми капителями (верхняя часть колонн). В зале две большие хрустальные и четыре маленькие люстры. Потолок — в гипсовых барельефах, стены — в горельефах (круглых скульптурах). На окнах пурпурно-шелковые занавесы. Вокруг длинного полированного стола — мягкие маленькие, тоже пурпурно-шелковые, кресла. На стенах — портреты Ленина, Сталина, Молотова и Ворошилова, а на особом пьедестале — бюст родного дедушки Ленина. В этом зале будут костюмированные детские балы, елки, вечера массовых игр и танцев.

Когда вышли они на улицу, на ночном небе дрожали звезды. Голубая река почернела, и на ней тихо двигались и мигали огоньки лодок. У двух входных дверей дворца на постаментах горели шарообразные фонари, вдоль тротуара — двухрожковые. На крыше пылали электрические вазы и неоновые трубки светились двумя радостными словами — Дворец пионеров.

***
Эта сказка превращена в быль. В городе имени Сталина, на Ленинской улице, недалеко от берега красавицы Волги, в бывшем здании горкома партии, по инициативе товарища Варейкиса оборудовали роскошный Дворец пионеров. Он открывается 5 мая. Замечательный сталинский подарок нашим счастливым детям!

          
А. БОРИСОВ.

Скан газеты Сталинградская правда от 1 мая 1936 год.