Осень – прекрасная пора. Дети начинают учиться в школе, а мы выходим на пленэр и рисуем с натуры наш родной город. Пленэр (работа на открытом воздухе) нужен в детской художественной школе для развития художественных навыков и обогащения творческого опыта учащихся.
Педагоги дополнительного образования Л.Г. Кротова, Г.В. Масальская, И.В. Ханько реализовывали эту часть образовательного процесса, которая дополняет занятия по рисунку, живописи и композиции.
Так как основной задачей обучения в ДХШ является работа над композицией и создание законченного произведения, то и на практике мы должны продолжать работать с этой задачей. Необходимо держать в голове, что, работая на пленэре, мы учимся прежде всего быстро и точно собирать материал для будущей картины.
Важно заметить, что пленэр в первую очередь характеризуется не сменой жанра (пейзаж, портрет…), а изменением внешних обстоятельств светового характера, где есть место всем жанрам в равной степени.
На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом свето-воздушную перспективу и естественную освещенность. Здесь появляется возможность применить полученные на занятиях знания в новой обстановке. Обогащаются представления о природных явлениях и формах.
Так же учащиеся собирают материал для работы над композицией; изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры; законы линейной и воздушной перспективы, равновесия, плановости. Предмет изображения — это архитектурные мотивы, городские и природные пейзажи.
На пленэрных занятиях у юных художников происходит развитие необходимых качеств: «твердость руки», способность «цельно видеть», умение наблюдать и анализировать. Развивается острота и точность глазомера. Дети учатся передавать большие пространственные отношения земля-небо, вода-небо и различные состояния природы, так же совершенствуется художественное мастерство.
Мы работаем с различными материалами: акварелью пишем пейзажные этюды, зарисовки делаем – тушью, углем, сангиной, графитным карандашом, фломастером.
Пленэрная практика благоприятный период в учебном процессе, когда объединяются художественно-творческие и воспитательные задачи. Это удобное время для посещения музеев и выставок, пешеходных экскурсий. Учащиеся 3 класса ДХШ (педагог И.В. Ханько) в рамках пленэра посетили мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, где посмотрели, как художественными средствами увековечить Великий подвиг, возложили цветы к Вечному огню. Экскурсии расширяют кругозор учащихся, воспитывают уважение к традициям предков, к родной земле и к культурному наследию прошлого.
Но самый волнительный момент — итоговый просмотр по пленэрной практике, работа детского жюри, организация выставки лучших работ и радость от новой встречи со знакомыми сюжетам, друзьями и родителями.
В этом году членами детского жюри, учащимися 4 класса ДХШ Борозниной Ларисой, Борисовой Софией, Халматовой Кирой (педагог Е.А. Нескина) отсмотрено около 300 творческих работ в номинациях «Новичок» и «Мастер».
Победителями стали 41 учащийся. Все дети получили дипломы и сертификаты.
Познакомиться с нашими пленэрными работами, взглянуть на Волгоград глазами юных художников можно на канале отдела ИЗО и ДТ видеохостинга RUTUBE:
И.В. Ханько
педагог дополнительного образования,
методист
