В Детско-юношеском центре Волгограда с января 2020 года по декабрь 2022 года педагогическим коллективом проведена методическая и исследовательская работа в рамках реализации проекта «Исследовательская деятельность детей в процессе реализации общеразвивающих программ».
На основании разработанной модели непрерывного образования проведена коррекция практико-ориентированных дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности, актуализирующих внимание педагогов к формированию исследовательских навыков обучающихся; апробированы практики наставничества в детском коллективе, создающие условия для конструктивного взаимодействия учащихся разного возраста и уровня знаний. Определены необходимые и достаточные условия реализации программ на базе МОУ ДЮЦ Волгограда, а также риски, возникающие в условиях ограничений (неблагополучная эпидемиологическая обстановка, перевод учащихся на дистанционное образование). Опробировали внедрение в программы естественнонаучной направленности практики наставничества в детском коллективе, создание условий для межличностного и образовательного взаимодействия учащихся разных возрастов и уровня знаний. Проводилась фиксация методического опыта в виде публикаций статей на сайте МОУ ДЮЦ Волгограда по итогам проведения программы «Колесо», участия учащихся кружка «Юные исследователи природы» в конкурсах, участия учащихся кружка «Биоклуб» в профильных сменах. Личностные достижения учащихся Биоклуба освещалось в социальной сети Вконтакте, организованной педагогом Дмитрием Юрьевичем Нечаевым; методические рекомендации, проведенные в виде семинарских занятий, размещались на канале ЮТУБ. Опубликованы в сборнике: XXV Региональной конференции молодых учёных и исследователей Волгоградской области научно-исследовательские работы учащихся кружка «Биохимия».
Реализация программ естественнонаучной направленности в МОУ ДЮЦ Волгограда позволила органично включить исследовательскую и проектную деятельности в образовательный процесс, скорректировать установки его участников, акцентируя их внимание на сотрудничестве педагога – обучающегося, обучающихся разных возрастов и уровня знаний. Такое взаимодействие необходимо для совместного поиска новых тем для исследования, формирования ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в обществе, воспитания успешной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.
Реализации подобных программ в учреждении дополнительного образования выступает примером создания единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности; расширению и совершенствованию областей исследования; распространению результатов исследовательской и проектной деятельностей обучающихся, поиску новых направлений и форм творческого проектирования для педагогических коллективов учреждений дополнительного образования Волгограда и региона.
Выстраивание системы непрерывного образования детей по программам естественно-научной направленности от дошкольного возраста (5-6 лет) до старшего школьного возраста (17-18 лет) вызвало большой интерес со стороны практиков, что выступает основанием для развития идей проекта в широкой практике.